www.mavr.ru
Официальный сайт социального проекта "Бальный протокол от доктора философии Л.Н.Щедельской"

 

© 2005 bal-pr.ru Авторские права на все материалы принадлежат ЦОПЭТ "Высокий стиль". Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией.

оинские балы как официальные торжества наивысшего класса ответственности протокольных мероприятий.

Исторически сложилось так, что бал был признан наиболее торжественной формой основных событий истории отечества, войны, мира и международной истории. Балы всегда являлись фор-мой общественного признания на самых главных торжествах, именно поэтому бальные Уставы писались лично государями как важнейшие государственные документы.
Сегодня мы тоже, не умаляя застольных приемов, считаем необходимым развить и расширить протокольную культуру официального общения: внутригосударственную, международную, межведомственную через более активную форму взаимодействия, то есть через балы, которые позволяют открыть не только формальные, но и душевные стороны партнеров, а стало быть, убедиться в их особой надежности и создать доверительную обстановку для более широкого общения по кругу деловых, государственных и иных вопросов, входящих в компетенцию встречающихся сторон и представляющих для них сферу исключительных интересов.
Начиная с Людовика XIV, который своим первым государственным актом создал Академию танца, бальная практика представляется как государственная протокольная. Через несколько десятилетий практически то же самое совершил в России Петр I. Он ввел Ассамблеи как форму клубного общения. С этого момента бальная культура становится официальным элементом про-токольной практики. То, что сегодня наши протокольщики не владеют этой культурой, является серьезным упущением и с точки зрения деловой психологии, которая пытается нас научить установлению раппорта, не используя для этого арсенал пластики, жестовой культуры, культуры общения и биоэнергопластики, которой, собственно, и занимается бальная протокольная хорео-графия.
Бальная культура как самостоятельное целостное протокольное явление включает в себя и приветственные циклы, циклы вхождения в беседу и выхода из нее, включения бесед и даже эле-ментов переговорных процессов в дивертисментах, в антрактах между танцами, подключение танцев для продолжения бесед, то есть использование танцевальных отделений для продолже-ния выяснения взаимных интересов не только в чистой рекреационной, но и в обрядово-торжественной форме, которая является элементом протокольных балов.
Отсюда мы подходим к развитию совершенствования Российской государственной и общегражданской обрядности. Обрядности торжеств всеми правильно понимаемой, которая является сжатой символически насыщенной формой проявления вежливости и гражданских почестей по отношению к друг другу, к организациям и сторонам, которые представлены на таких официальных мероприятиях.
Воинская культура в силу своей строгой системности и высоких дисциплинарных требований является основообразующей для общегражданской Российской культуры. Воинские балы по возможности должны всегда соответствовать наивысшему классу протокольной ответственно-сти.
Протокол воинских балов опирается на общевойсковые уставы и исходит из традиционной па-радной торжественной практики. Однако прохождение парадным строем на балах не практикуется. Вместо этого в торжественную церемонию включается обход хозяевами бала и военачальниками с дамами приветственного ордера – специального бального строя, в котором участвуют все или наиболее почетные участники бала. Нередко могут включаться церемонии вноса и выноса воинского знамени, государственного флага и иных вексиллологических символов.
В российской истории военные балы отмечали наиболее значимые моменты в истории. Одним из ярких примеров служит грандиозный бал, данный Николаем I, в Зимнем Дворце в честь мира с Персией, известие о котором принес А.С.Грибоедов. В Зимнем Дворце одним из важнейших залов является Фельдмаршальский, а в Большом Кремлевском Дворце – Георгиевский зал. Обратим внимание, что в этих залах, кроме замечательной архитектуры, пол представляет собой выдающееся произведение наборного паркета, что свидетельствует о важнейшем функциональном предназначении этих залов: проведение государственных воинских балов. От офицеров, особенно гвардейских, требовалось умение дефилировать не только на парадном плацу, но и владеть пространством бального зала. Именно поэтому даже в самое тяжелое время, когда отменялись точные дисциплины, преподавание бальной культуры как совокупности физической и гуманитарной сторон офицерской культуры, никогда не исключалась из курса военных учебных заведений.
Сегодня в условиях существенной утраты когда-то господствующей большой культуры, военно-исторические балы в силу своей декоративности и художественности полностью заняли нишу, предназначенную для современных воинских балов.
Сейчас делается попытка возвратить Российской военной культуре наиболее торжественные традиционные протокольные виды мероприятий – воинские балы, причем возвратить в современной, адекватной мировосприятию современного воина и гражданского населения России форме.
Российская воинская культура обладает для этого огромным, но пока слабо используемым потенциалом. Очень важно, чтобы высокие представители Вооруженных сил, представители воин-ской культуры и фундаментальных знаний присутствовали на этих торжествах, чтобы они были в роли почетных гостей, в роли тех, кто управляет этой идейной стратегией.
Мы должны видеть своих военачальников не только в пятнистых камуфляжных формах, но и в парадных формах, элегантных интеллигентных людей, способных не только участвовать, но и возглавлять культурное строительство в России.
Поворотным пунктом для начала нового отсчета в совершенствовании воинской гражданской культуры в России послужило проведение учебного воинского протокольного мероприятия, посвященного 190-летию Форта Росс – самой мирной крепости, не сделавшей ни одного грозного выстрела по противнику. Все выстрелы были исключительно парадными и салютными. В качестве почетных гостей присутствовали представитель МИДа В.И.Юнак с супругой, военный атташе посольства Испании полковник Хорхе Дель Рей Пантин с супругой, потомки адмиралов В.М.Головина и П.С.Нахимова – Л.Б.Головина и А.П.Нахимов и другие гости, которые отметили не только значимость этого события, но и торжественность, протокольность воинского мероприятия, проведенного парадно-протокольным взводом Военного университета Министерства Обороны.
Воинский бал как и любой официальный бал является протокольным торжественным мероприятием. Основными элементами бала является обрядовая церемония по поводу отмечаемого торжества и танцевальная программа. Обрядовые формы обращений на воинских балах некоторым образом преобразуют сложившиеся формы, например, команда для лиц, не имеющих офицерского звания, «Встать! Смирно!» на балах не подается, а вместо нее звучит команда-обращение «Воины России!», адекватное команде-обращению «Товарищи офицеры!».
Отсюда вытекает, что ведущая роль в проведении в жизнь воинской протокольной обрядности принадлежит новой категории военнослужащих – военных церемониймейстеров.
Сегодня специальной подготовкой военных церемониймейстеров занимается Военный университет, увы! – пока только факультативно.
В структуре Военного университета сформировано специальное учебное подразделение ППВ – парадно-протокольный взвод.
В современной воинской культуре балы наряду с парадами и другими воинскими церемониями как вид многопрофильного воинского приема могут и должны проводиться по поводу следующих событий:
- День защитника Отечества;
- Начало и окончание учебных воинских заведений;
- Возвращение из дальних походов эшелонов, эскадр, эскадрилий отдельных военных кораблей и космических аппаратов;
- Дни различных родов ВС;
- День России;
- День Победы;
- Награждение государственными наградами и присвоение новых воинских званий;
- День государственного флага (Российский вексиллологический бал);
- Новый год;
Кроме указанных поводов, основаниями для проведения воинских балов являются юбилеи воинских частей, организаций, видных военачальников, спуск на воду военных кораблей и иные знаменательные события в жизни военнослужащих, их коллективов и семей. Кроме этого, военными балами могут отмечаться важнейшие государственные праздники.
Хочется надеяться, что недалек день, когда предмет Воинской обрядовой культуры, культуры воинских торжеств, в том числе и балов, станет официальным предметом профессионального образования деятелей воинской культуры.

Доктор философии
Преподаватель ВУ кафедры КДР
Л.Н.Щедельская

© Щедельская Л.Н., Лимонад М.Ю. 2005 г.